Yoko, когда Вы говорите обезьяна, Вы подразумеваете гориллу, шимпанзе или гиббона? Поэтому я думаю что т.н. бес, т.е. черт или леший суть одно, собирательное название, тем более изображение весьма близко передает пропорции троглодита, смутило меня только странное изображение головы, зато наличие рисунков выдры и лебедей по левую и правую руку беса может говорить о власти над животным миром, т.е. это возможно и есть никто иной как леший. Кстати выдру мы видели, она нагло плавала перед нашим лагерем. А трещина, рассекающая тело беса, была на камне еще до нанесения рисунка.
О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ
Мыс Бесов Нос — уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса — колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.
Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.
В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.
Покинув "Богом проклятое место" — Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.
Бес по их мнению — это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей от грозных сил нижнего мира.
Примечание
НЕТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРОЧТЕНИЮ КАНОЗЕРСКИХ ПЕТРОГЛИФОВ.
Среди множества разнообразнейших изображений на камне (людей, животных, рыб) есть несколько загадочных сюжетов. Археологи не дали внятного объяснения нескольким рисункам. Ученые называют эти рисунки изображениями «шамана». Это – антропоморфные изображения каких-то загадочных существ. Необходимо отметить, что подобные, очень похожие антропоморфные фигуры обнаружены и в других отдаленных, малообжитых местах. В частности, на Залавруге и берегах Онежского озера (мыс Бесов Нос) в Карелии.
Железное правило: первобытные художники тщательно работали над образами животных и рыб. Они для них имели важнейшее промысловое значение. Предполагается, что эти изображения (на которые тратилось много времени) играли магическую роль (например, такую, как обнаруженные «лабиринты»).
В то же время фигуры «людей» на рисунках были всегда схематическими, но обладавшими рядом общих признаков, которые позволяли их идентифицировать именно как «людей» (охотников, рыболовов, женщин).
Рисунки «шаманов» (или «бесов») напротив изображены очень тщательно, с фотографической точностью (например, проработаны пальцы на руках и ногах, форма головы, туловища и т.д.)
У этих изображений (кстати, гораздо больших по размерам, чем изображения «людей») большие, бочкообразные тела, длинные руки с огромными кистями, короткие ноги с огромными ступнями. Художник стремился изобразить «существ» так, что бы были заметно как можно больше подробностей (то, чем отличалось это изображение от других «людей»).
Очень интересен целый рассказ на камне. Рядом два изображения: охотник с копьем и огромная фигура «шамана» с рогами (признаками животного). От них начинаются две цепочки следов: человек поднимается в гору на лыжах. Рядом с ним цепочка следов человекообразного существа. В какой-то момент они увидели друг друга. Охотник стремительно повернулся прочь и скатился с горы. Его визави бросился в другую сторону. Эта встреча очень напугала обоих.
Все это позволяет предположить, что мы имеем перед собой несколько изображений «йети». Место для обитания «йети» чрезвычайно удобно: глухая отдаленная местность, леса и болота с обилием грибов и ягод, богатое рыбой озеро.
В мифологии местных жителей существует персонаж – Лембо (Леший, Хозяин леса) или Чоккаппер (Черт, Леший – которого часто представляли рогатым, так как его голова была сильно вытянута и заострена к макушке).
Отредактировано Troglodytes.ru (2008-06-22 13:13:34)