СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОД САМАРОЙ
Под Новый год в глубине души всегда ждут чего-то необычного, а еще лучше – и вовсе волшебного. Тяга к «неведомому» (читай – к сказочному)некоторых энтузиастов-чудаков заставляет по крупицам собирать сведения о самых невероятных явлениях, о загадочных встречах, о необычных происшествиях. Познакомишься с такими материалами – и задумаешься: неужели все это одни только байки, плоды чьего-то воображения? А может быть, хоть что-то из описанного когда-то случилось на самом деле?
«Я увидел злобные, горящие красным огнем глаза…»
Пушкинские строки о «невиданных зверях» всем нам знакомы с детства.
Между тем мало кто знает, что еще несколько десятилетий назад возник целый раздел биологической науки, который как раз и занимается поиском «следов невиданных зверей». Наука эта ныне имеет официальное название «криптобиология» (от греческих слов kryptos – тайный, скрытый, и bios – жизнь). В сферу деятельности криптобиологов входит сбор достоверных сведений о живых существах, вся информация о которых в настоящее время существует лишь в виде легенд, мифов, былин, баек, или никем более не подтвержденных свидетельств очевидцев.
Многие читатели наверняка слышали по крайней мере об одном, самом известном объекте интереса этой науки – о пресловутом снежном человеке (он же «йети», «алмасты», «каптар», «арсури» и так далее). При упоминании о нем в сознании сразу же возникает образ некоего загадочного обезьяноподобного существа, которого люди иногда встречают в труднодоступных горных уголках Гималаев, Памира, Кавказа или Сибири. Но, оказывается, не нужно забираться на край света, чтобы встретить этого монстра: немало сведений об этом таинственном существе собрано не где-нибудь за тридевять земель, а… на территории Самарской области.
Например, можно познакомиться с рассказом москвича М.С. Лурье, который в свое время записала известный советский криптобиолог М.Г. Быкова. По словам рассказчика, это происшествие случилось с ним в 1930 году в окрестностях города Чапаевска Самарской области. Его сообщение было опубликовано в журнале «Техника-молодежи» № 9 за 1988 год.
«…в памяти со всей ясностью всплыло происшествие, под впечатлением которого я находился вплоть до Отечественной войны. Будучи студентом, я по мобилизации был направлен в коммуну «Пламя Революции», что в шестидесяти верстах от города Чапаевска. Считалось, что раз имеешь водительские права, то и трактором сумеешь управлять. Так, впрочем, оно и оказалось. В определенном месте нас ждали в городе на заезжем подворье. Добрались мы туда часа к двадцати трем. Дежурный по подворью, куда съезжались обозы с округи, подтвердил, что нас ждут из этого «Пламени». Обоз состоял из трех розвальней. Одни были с грузом, а двое других пустые – для нас. Были припасены и тулупы. Двое возчиков имели винтовки.
Стоял очень сильный мороз. Тем не менее в ночь ожидалось резкое потепление, при котором якобы буквально в считанные часы эти дорожки становились непроезжими. Поэтому следовало – елико возможно – отправляться скорее в путь. В первом часу ночи вместе с присоединившимся сотрудником ГПУ обоз двинулся в путь.
Местность была открытая, сильно пересеченная. Сани ползли то в гору, то скатывались вниз. Было полнолуние, совершенно безоблачно, но сильно ветрено. В некоторых ракурсах снег сверкал ослепительно. Затем стали попадаться довольно плотные купы деревьев, а затем и значительные массивы леса. Дорога ни разу не шла через лес, а все по краю. На одном участке лошади стали беспокоиться, и на вопрос о причине возница ответил, что «здесь волки шалят», а посему они имеют при себе винтовки. Дальше, однако, лошади понесли. Дорога шла как раз по обрезу совершенно не просматривавшегося лесного массива.
На повороте передние розвальни (с грузом) перевернулись. Лошадь захрапела и забилась, потом остановилась. Стали и остальные. Сложилась следующая ситуация. Шоферы со вторых розвальней пошли вперед помогать первому возчику. Второй и третий возчики остались при лошадях, держа их под уздцы. Мы с сотрудником сошли с последних в нашем обозе розвальней и стали на дороге за ними разминаться, так как оказалось, что ноги совершенно закоченели.
Мы находились друг против друга. Я лицом вперед по ходу движения, а он лицом ко мне. Мороз стоял звенящий, и мы молча притопывали, чтобы как-то вернуть ногам жизнь.
Вдруг взглянув на своего спутника, я увидел его искаженное лицо, обращенное мимо меня за мою спину. Я оцепенел, и сил повернуться или хотя бы повернуть голову назад у меня не оказалось. Но все-таки, видимо, на какой-то минимальный угол моя голова все же повернулась, и боковым зрением шагах в двенадцати-пятнадцати я увидел существо: двуногое, как теперь говорят, баскетбольного роста. С широко расставленными ногами, руками, доходящими до колен. Широченными - наверное, в два человеческих размера - плечами. Без шеи. Голова массивная, сужающаяся кверху. Обросшее шерстью. Это все было хорошо видно, так как оно освещалось луной, причем, как говорят фотографы, в контражуре. Черт лица или морды я не разглядел, лишь увидел злобные, горящие красным огнем два широко расставленных глаза. На все это видение ушла какая-то доля секунды. Стоящий лицом ко мне сотрудник ГПУ выхватил из-за пазухи наган и несколько раз навскидку через мое плечо выстрелил в направлении существа. Получилось, что наган находился прямо у моего уха.
Попал он в существо или нет, я не знаю. Опять-таки боковым зрением я увидел бегущее к лесу существо. Ссутуленное, оно бежало, не сгибая колен, совершая руками взмахи синхронно движениям ног - правая нога, правая рука, левая нога – левая рука. Затем оно скрылось в лесу. Один из возчиков стрелял ему вслед из винтовки.
Когда все несколько успокоились, возчики сказали, что это был «большак», что здесь он не живет, а приходит сюда зимой. Но далеко не каждый год. Задирает скотину. Но на памяти нет, чтобы трогал людей».
«Размер следов был около 40 сантиметров…»
Почти через 60 лет после описанной выше встречи один из самарских журналистов записал на ту же тему монолог очевидца – на этот раз жителя села Рождествено А.И. Сапожникова. Рассказ сельчанина в виде письма в редакцию вскоре после этого был опубликован на страницах «Волжской коммуны».
«27 ноября 1989 года, выйдя утром на улицу, чтобы очистить выпавший ночью небольшой снег, я увидел какой-то необычный след. Кто, какой зверь шел? Непонятно даже, четвероногий или двуногий. Стежка прямая, но ступал он неравномерно. Расстояние между каждым следом от 450 миллиметров до 2 метров. Диаметр следа 180 миллиметров. Можно предположить, что во время ходьбы он поскользнулся несколько раз, оставив параллельные вмятины (царапины когтями?) шириной 17-18 миллиметров. Много людей смотрело, и никто не признал, чей это след».
Уже вскоре после той публикации кое-кто из скептиков попытался представить это свидетельство жителя Рождествено как очередную байку на тему снежного человека. Однако всего через месяц на другом конце Самарской Луки – в Тольятти - специалистами был записан рассказ здешней пенсионерки, инженера-механика по образованию, которая просила в случае публикации не указывать ее фамилии. Автор записи – член неправительственной организации по изучению аномальных явлений «Авеста», преподаватель Самарского аэрокосмического университета кандидат технических наук Сергей Маркелов.
«Это случилось в ночь на 31 декабря 1989 года, то есть накануне Нового года. Уже за полночь, услышав непонятный нарастающий гул, я подошла к окну первого этажа и увидела, что в направлении к парадному подъезду нашего здания направляется что-то, что при ближайшем рассмотрении оказалось снежным человеком в его классическом описании. Внешний вид существа во всем совпадал со сведениями из прочитанных мною книг и газетных статей: оно было покрыто шерстью, ростом около двух метров, характерная обезьянья морда и так далее. Потоптавшись у лестницы, существо издало такой же протяжный звук, какой я слышала до встречи с ним, и пошло за угол здания. На свежевыпавшем снегу остались хорошо отпечатанные следы этого существа, размер их около 40 сантиметров в длину, с сильно отставленным в сторону большим пальцем. Эти следы утром видели все работники нашего учреждения, пришедшие в последний предновогодний день на работу. Вызвали милицию, но милиционер не смог сколько-нибудь толково охарактеризовать факт появления таких странных следов на довольно большом участке тротуара».
Это была не последняя публикация того года на тему снежного человека. Всего за несколько месяцев до самарских событий почти все центральные газеты вышли с сенсационными заголовками. Оказывается, в июле 1989 года совсем недалеко от нашего края - в Саратовской области - сторожа фруктового сада сумели поймать некое человекообразное существо, по всем признакам похожее на пресловутого йети. Пришелец неосмотрительно забрался в совхозные угодья и лакомился здесь яблоками. Пикантность события состояла в том, что охранники приняли снежного человека за обычного вора, набросились на него и даже смогли коллективно его связать. Однако при ближайшем рассмотрении сторожа с удивлением убедились, что пойманный ими злоумышленник человеческого языка не понимает, вместо одежды покрыт шерстью и вообще весьма заметно отличается от человека как размерами и поведением, так и строением головы, рук и ног. Тогда охранники решили сообщить о происшедшем властям, а до их прибытия за неимением другого помещения заперли пойманное существо в багажник легкового автомобиля. Однако тут им не повезло: йети довольно быстро сумел освободиться от веревок и открыть багажник, а затем, воспользовавшись отсутствием поблизости людей, попросту «сделал ноги». Так что взору приехавших вскоре работников исполкома, милиции и ученых предстали только несколько клочков рыжей шерсти да внушительных размеров следы ног со странным, отставленным в сторону большим пальцем…
Возможна ли вообще встреча с йети?
Ученые-криптозоологи считают весьма маловероятным, чтобы обжитая Самарская область ныне оказалась местом постоянного обитания неизвестных науке крупных человекоподобных существ, которых специалисты называют «реликтовыми гоминоидами». Но в то же время никто не исключает регулярных заходов в наши края снежных людей из более отдаленных регионов, на территории которых встречи с ними считаются более обычными и даже традиционными. А поскольку все три приведенных выше сообщения относятся к 1989 году, то не исключено, что именно в тот сезон где-то в более характерном для йети районе в популяции этих существ возник «кризис перенаселения», в результате чего отдельные особи пустились странствовать по свету, подыскивая себе новое подходящее место жительства. Биологическая наука хорошо знакома с подобными «вспышками численности» у любого вида живых организмов, следствием которых являются неожиданные перемещения довольно незаметных в обычное время существ - например, мышей, белок, лягушек, насекомых и так далее.
Как мы видели, приведенные выше сообщения в основном касаются событий не очень давних. Но если мы обратимся к архивным материалам и историческим свидетельствам, то убедимся, что сообщения о необычных человекоподобных существах, покрытых шерстью, для районов Среднего Поволжья в прошлые времена не были чем-то из ряда вон выходящим. Более того - изучив фольклор различных народов, испокон веков проживающих на Волге, в описаниях целого ряда сказочных существ, мы сможем легко узнать нашего знакомца - все того же снежного человека, который, оказывается, сотни лет мирно существовал рядом со средневолжским крестьянином-хлебопашцем и даже не слишком скрывался от людей…
Самое первое историческое упоминание о неких загадочных существах, обитающих в окрестностях Самарской Луки, принадлежит перу секретаря багдадского посольства Ахмеда Ибн-Фадлана, который проезжал по нашим местам в 922-923 годах. Он описал протекающие по территории современной Самарской области реки Иргиз, Кинель, Сок, Кондурчу, Мочу (Чапаевку) и некоторые другие, а также сообщил, что в поволжских лесах обитают огромные дикие люди, не имеющие материальной культуры и ведущие звериный образ жизни. С рассказом Ахмеда Ибн-Фадлана перекликаются и строки из известного древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве» (1185 год), где упоминается некий «див» - дикое лесное существо, похожее на человека, но не умеющее говорить, не знающее огня и покрытое шерстью.
В книге Д. Баянова «Леший по прозвищу Обезьяна» обобщаются сведения о человекоподобных существах из легенд и сказаний разных народов России, в том числе и Среднего Поволжья. На их основании автор делает следующий вывод: все сообщения, собранные фольклористами на протяжении десятилетий, имеют под собой вполне реальную основу. Судите сами: леший из русских сказаний покрыт шерстью, он громко кричит на весь лес, пугая прохожих, обладает неприятным «звериным» запахом, любит сидеть на деревьях, пеньках, колодах. То же самое делает и русалка (или йети женского пола?), которая даже у Пушкина описывается как «сидящая на ветвях», хотя, казалось бы, исконное место ее жительства – реки, озера и болота, а вовсе не лес.
Специалисты считают, что на Руси с глубокой древности живущее в лесу человекоподобное существо мужского пола крестьяне называли лешим, а существо женского пола – русалкой. Но если реликтовый гоминоид, как предполагается, – это действительно ближайший родственник обезьяны, то тогда неудивительно, почему он так любит взбираться на деревья и раскачиваться на ветвях. Впрочем, уже в далекие времена российские йети были настолько редкими существами, а видевших их воочию оказывалось так мало, что и лешие, и русалки уже во времена Пушкина воспринимались как исключительно сказочные персонажи.
Однако в XIX столетии учеными было зафиксировано немало свидетельств о встречах жителей разных российских регионов с лесными «чудищами». Вот запись фольклориста, датированная 1848 годом, которую этот ученый сделал со слов крестьян, не раз видевших такое существо в окрестностях своей деревни: «В Енотаевском уезде Астраханской губернии русалку называют лобаста. Глядь, ан за ериком (протоком) девка - знать лобаста, нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пуще того испугались: как бы не защекотала».
Подобные описания есть у всех народов Среднего Поволжья. Чувашские арсури (получеловек) и упате (обезьяна) - это лесные женщины и мужчины, покрытые шерстью, любители щекотать попавших в их руки прохожих (помните у Высоцкого – «защекочут до икоты и на дно уволокут»). Мордовские вирь-ара (лесная богиня), ведь-ава (водяная мать) и шутовка представляются в виде женщин огромного роста, покрытых черной редкой шерстью, с растрепанными длинными волосами, сидящих на ветвях и иногда держащих за спиной ребенка. Татарская сыу анасы (водяная мать) и шурале неоднократно попадались в сети рыбакам, особенно при рыбалке в глухих пойменных озерах, но каждый раз они начинали плакать, и рыбаки отпускали их на волю, потому что, по поверьям, милосердие по отношению к шурале приносит удачу.
Башкирский шайтан (черт) смертен, как и остальные аналогичные существа в фольклоре других народов Поволжья, и человек при необходимости может его убить (в отличие от чертей из сказок, которые, как известно, не боятся ни пули, ни сабли), но делать этого не рекомендуется, чтобы не навлечь несчастья на свой дом. Известен даже рассказ о том, как некий крестьянин взял в жены лесную шайтанку, и потом от такого сожительства у шайтанки появились дети. Словом, в народном повествовании все эти лешие и русалки представляются вполне материальными, земными существами, с вполне конкретными чувствами, характерным обликом и достаточно мирным поведением, причем такими же обычными обитателями лесов, как, например, лось, лисица или медведь.
В начале ХХ столетия, не говоря уже о двадцатых-тридцатых годах, когда на Средней Волге развернулось крупномасштабное промышленное строительство, фольклористы практически перестали встречать людей, лично видевших в окрестных лесах нечто человекообразное и покрытое шерстью. Это объяснимо – ведь, по всем данным, лесные поволжские йети не выносят беспокойства, никогда не селятся близко от более-менее крупных населенных пунктов и вообще любят нетронутую природу. Так что нет ничего удивительного в том, что уже почти сто лет жители Европейской России сведения о леших и русалках черпают в основном из сказок.
Тем не менее современные криптозоологи считают, что поиск свидетельств о встречах с реликтовым гоминоидом в Европейской части России вообще и в Среднем Поволжье в частности следует продолжить. Поэтому хочется обратиться к читателям: если вам известны такие факты, напишите о них в редакцию. Еще лучше будет, если найдутся материальные доказательства таких встреч (фотографии, кино- и видеопленки, слепки следов, шерсть и так далее). Конечно же, вероятность такой встречи крайне мала, но все же… Может быть, уже скоро мы найдем новые свидетельства того, что загадочный йети живет совсем рядом с нами?
Валерий ЕРОФЕЕВ