М. Трахтенгерц. Гималайский снимок Э.Шиптона - новый анализ следа.
Анализ следов снежного человека, произведённый по снимкам Эрика Шиптона и Майкла Уарда.
Опубликовано в журнале "Естественные и технические науки"
(ISSN 1684-2626), 2003, №6, 75-78
Гималайский снимок Э.Шиптона - новый анализ следа.
Трахтенгерц М.С.
Summary
New analysis of well-known photo by Eric Shipton and Michael Ward, which shows the foot print of an unknown animal on snow in Himalayas, disclosed that it contains overlapped traces of two similar, but different hominoid exemplars.
Интерес к загадочным существам, похожим на человека в гораздо большей степени, чем крупные обезьяны-антропоиды, стал всеобщим вскоре после того, как английские альпинисты Эрик Шиптон и Майкл Уард сфотографировали в 1951 году незнакомые следы на снегу Гималайского высокогорья [л.1]. Они были четкие и их размеры удалось измерить. След принадлежал крупному существу - его длина составила 13 дюймов (33 см) и ширина 8 дюймов (20 см). Было видно, что оно шло на двух ногах, как человек. Никакие известные животные не могли оставить такой след.
Рис.1 Фотография следа неизвестного животного, полученная Шиптоном и Уардом. Справа - то же изображение, показывающее дополнительные детали при повышенной оптической плотности.
Эрик Шиптон рассказывает следующее об обстоятельствах получения этой фотографии.
"Это произошло на одном из ледников бассейна Менлунга на высоте примерно 19000 футов ( 5800 метров) во второй половине дня. Мы наткнулись на странные следы на снегу, которые вызвали затем определенный интерес общественности в Британии. Мы не следовали за ними дальше, чем это был удобно для нас, так как несли большой груз. Это составило милю или около этого. Кроме того, мы проводили очень интересные исследования этого бассейна. Ранее я уже находил много цепочек таких необычных следов, пытался проследовать за ними, но всегда терял их на моренах или на скалах у ледников.
Эти следы показались нам особенно свежими, оставленными не более 24 часов тому назад. Когда Муррей и Бурдилон (участники экспедиции -М.Т.) последовали за нами несколько дней спустя, эти следы были уже почти бесформенные вследствие подтаивания. Сен Тенциг (шерп, участник экспедиции - М.Т.) не сомневался, каким существам принадлежали эти следы (они могли быть двух видов), это были следы "йети", или дикого человека"
Этот рассказ дополняется интервью, которое Шиптон дал впоследствии газете “Дейли мейл”.
"Эта фотография особенно удачна,— сказал Шиптон,— так как след отпечатался на тонком слое кристаллического снега. лежавшего поверх твердого льда. Поэтому, когда существо передвинуло ногу вперед, след почти не исказился. Следы, совсем свежие, были оставлены, вероятно, всего за несколько часов до того, как мы их обнаружили, и во всяком случае в тот же день.
Они отстояли один от другого на 75 сантиметров и шли по направлению к трещине. В том месте, где мы натолкнулись на следы, по всей вероятности, двигались вместе два существа. Это было на высоте около 5500 метров, значительно выше границы лесов. Следы шли на некотором расстоянии рядом, а затем пересекались. Я не упоминал до сих пор о том, что обратил особое внимание на то место, где одно из существ перепрыгнуло через трещину шириной около 90 сантиметров. Там виднелся след толчка, а по другую сторону ясный отпечаток пальцев, зарывшихся при приземлении в снег. Я жалею, что не сфотографировал этого следа по ту сторону трещины".
Рассмотрим на Рис.1 фотографию, полученную Эриком Шиптоном.
След принадлежит крупному существу. Видно, что оно имеет ступню с явно выраженной широкой пяткой и недлинными пальцами. Большой правый палец значительно превышает остальные по размеру, но короче и, по-видимому, сильнее. Второй палец справа, также сильный, но уступающий большому, выдается вперед, и изогнут внутрь наподобие хватательных пальцев на ногах антропоидов. Вероятно, оба они служат основными опорами при передвижении на двух ногах. Два других пальца существенно меньше остальных и, образуя со средним пальцем одну линию, играют при ходьбе, как можно представить себе опору такой ступни на грунт, вспомогательную роль. Создается также впечатление, что они имеют частично сросшиеся фаланги.
Помимо необычной формы пальцев, общий контур ступни также необычен. Некоторая вогнутость отпечатка со стороны маленьких пальцев позволяет выдвинуть предположение, что подъем стопы и ее свод находятся на этой стороне. А сильнейшие пальцы находятся на внешней стороне ступни, имеющей здесь гладкие выпуклые очертания. Это противоречит всем имеющимся данным о ступнях известных антропоидов, у которых более развиты пальцы, продолжающие внутреннюю линию ступни. Внутри контура ступни также видны некоторые рельефные образования, например, идущий наискось через пятку гребень. Ниже от него видны отделившиеся комочки снега.
В приведенных выше пояснениях Э.Шиптон указывает, что в месте получения фотографии были две цепочки следов от особей, идущих в одну сторону. Упомянутые выше особенности следа могут быть вызваны тем, что он реально представляет собой наложение следов двух различных особей - сначала на снег наступил более крупный экземпляр, а затем в это же место поставила ногу особь меньшего размера. Видимые достаточно ясно контуры этих следов приведены на Рис.2. Хорошо видна плоскость пятки второго следа, большой его палец лежит на маленьких пальцах нижнего отпечатка, читаются его маленькие пальцы и другие подробности.
Рис.2 Контуры наложившихся следов.
Далее на Рис.3 приведены контуры следов для каждой из особей с сохранением пропорциональности размеров. Получая масштаб изображений по длине следа большего существа (назовем его первым), были установлены следующие размеры следа меньшего существа (назовем его вторым):
длина ступни - 28 см,
ширина пятки - 12 см,
ширина ступни по плюснефаланговым суставам - 13,5 см.
Рис.3 Контуры следов двух особей, полученных по фотографии Э.Шиптона. А - первый след более крупной особи, В - наложившийся след меньшего существа. Контур следа большего существа в тех местах, где он перекрывался другим, проведен пунктирной линией.
Оба следа имеют близкую форму и с большой степенью вероятности принадлежат экземплярам одного вида. Они четырехпалые с двумя крупными сильными пальцами и двумя маленькими редуцированными внешними. Большой палец второго следа вытянут и его конец составляет с остальными линию, близкую к прямой. Это позволяет предположить, что и контур большого пальца другой особи в вытянутом состоянии может иметь подобный вид, как это обозначено контуром на Рис.3А. Исследователям гоминоидов известно по многочисленным отпечаткам следов, на их ногах пальцы очень подвижны по сравнению с человеческими стопами. Они могут подгибать и широко раздвигать пальцы, приноравливаясь к рельефу местности, что отмечается при прослеживании цепочек следов. Вполне вероятно, что необычный вид отпечатка большого пальца на фотографии Шиптона получился потому, что первое существо при опускании ноги на снег подогнуло сильный палец и воткнуло его в снег, используя как зацеп. Второе животное ставило ногу уже на уплотненный снег, и ему уже не нужно было пользоваться пальцами подобным образом. Измерения дают длину стопы первого животного при распрямленном пальце около 35 см. Отношение длины ступни к ширине пятки в обоих случаях близки - 35/16=2,2 для первого и 28/12=2,3 для второго гоминоидов.
Следует отметить, что антрополог Джон Напир ранее [л.2] рассматривал возможность того, что этот след является наложением двух, но считал, что это сочетание отпечатков передней и задней лап снежного леопарда. Напир никогда не считал отпечаток Шиптона намеренной фальсификацией, хотя в печати появлялись и такие высказывания.
По нашему мнению, проведенный анализ снимает сомнения в принадлежности этого следа неизвестным гоминоидам.
Цитированная литература
1.Shipton Eric, Mount Everest Reconnaissance Expedition, 1951.
2.Napier John, Bigfoot: The Yeti and Sasquatch in Myth and Reality, 1976.
© Трахтенгерц М.С., 2003