Елена, Заокские леса всегда славились чертовщиной.....
Верования крестьян Тульской губернии
(А. Колчинъ)
Учитель Старухинскаго уч-ща, Чернск. У., Тульск. г.
мая, 1892 года.
Лешие.
Лшiе живутъ въ лсахъ съ женами, дтьми, отцами и матерями. У нихъ есть для каждой семьи свое особое жилище и въ особомъ лсу. Вс лшiе повинуются своему атаману, самому старшему изъ лшихъ. Онъ ихъ посылаеть повсюду, гд только ему захочется людей посмущать. Въ полночь лшiе со своимъ атаманомъ выходятъ поиграть. Нкоторые мужики и бабы видали, какъ они играютъ. Атаманъ выбираетъ самое толстое и высокое дерево въ лсу, велитъ его лшимъ нагнуть вершиной къ земл и отдаетъ приказанiе вшаться имъ на втвяхъ его внизъ головой, поочереди. Тогда у нихъ идетъ работа бойкая и живая,—каждый работаетъ весело и увертливо, такъ что атаману становится любо, и онъ хвалитъ ихъ за ловкость. Проходитъ полночь, птухи пропли въ первый разъ. Атаманъ велитъ имъ кончить потху и разогнуть дерево. Лшiе мигомъ разгибаютъ дерево и бгутъ вмст съ атаманомъ въ ближайшiй вершокъ. Тамъ у нихъ поднимается крикъ, шумъ, гамъ и продолжается до вторыхъ птуховъ. Посл вторыхъ птуховъ все стихаетъ, и лшiе разбгаются. (Кукуевка) = (прим. Тульская область, Чернский район, Кукуевка деревня - почтовый индекс 301083).
Лшiе затмъ сбиваютъ людей съ дороги и уводятъ далеко въ лса, чтобы тамъ убить ихъ или до-смерти защекотать. Щекоча человка, они начинаютъ его грызть за бока и загрызаютъ совсмъ. Другiе увряютъ, что они дятъ людей, и потому работа между ними распредляется за добыванiемъ человческаго мяса. Одни лшiе занимаются откармливанiемъ пойманныхъ людей; они ихъ кормятъ орхами, а потомъ закалываютъ, чтобы състь ихъ; другiе на наловленныхъ людяхъ работаютъ и здятъ за водой, а третьи только занимаются ловленiемъ людей посредствомъ разныхъ сманиванiй и сбиванiемъ съ дороги, чтобы они заблудились и попали въ ихъ руки.
Если кто перейдетъ слдъ лшаго, то занемогаетъ болзнью, которую вылчить могутъ только бабки. Он лчатъ боле заговорною водою и разными лкарствами, составленными больше всего изъ травъ.
Двушекъ и дтей лшiе могутъ похищать. Двушекъ они берутъ себ въ жены. Берутъ въ жены и женщинъ, живущихъ распутно. За вдовами и замужними женщинами, у которыхъ мужья въ отлучк, лшiе любятъ ухаживать. Тогда они длаются добрыми и ласковыми, приносятъ гостинцевъ и угощаютъ ихъ, но ихъ гостинцы не хороши — ничто иное, какъ лошадиный пометь. Если у нихъ отъ лшаго рождаются дти, то они исчезаютъ: родившихся дтей никто не видитъ. Чтобы избавиться отъ такого ухаживанiя, употребляютъ траву чертополохъ. Втыкаютъ въ изб надъ дверью, надъ постелью, кладутъ подъ подушку. Другая трава—прострлъ еще сильне дйствуетъ противъ лшаго. Если ее положить подъ подушку, то онъ ужъ совсмъ не подступаетъ къ женщин и уходитъ отъ нея навсегда.
Иметъ ли лшiй силу за предлами лса—отвты различныя. Одни говорятъ, что не иметъ, а другiе утверждаютъ противное. Тоже и о жилищ, скот и о собакахъ—разсказываютъ различное. Протасовцы говорятъ, что у лшихъ нтъ домовъ, нтъ скота и собакъ. Въ лсу хватитъ всего: тутъ много пасется нашего скота и немало всякой дичи. Лшiй будетъ сытъ и безъ нашего скота. Нкоторые говорятъ, что онъ живетъ безъ пищи и только тмъ и занимается, что смушаетъ людей на худыя дла. Женаты ли лшiе? На это одна старуха отвчала: „Какъ не женаты! Если бы не женились, то давно бы перевелись, а лшихъ всюду тьма тьмущая'. :/
Водяной.
Главный хозяинъ, царь въ вод— водяной. Онъ живетъ въ моряхъ, ркахъ и прудахъ. Видомъ своимъ онъ подобенъ лшему, только шерсть на немъ очень лохматая и благо цвта. Одежды не носитъ никакой, и въ пищу употребляетъ то, что водится въ вод. Образомъ своей жизни вполн подобенъ тоже лшему, только лшій царствуетъ въ лсу, а водяной въ вод. Водяной не добръ къ людямъ.
PS Этот отрывок текста было бы очень интересно разобрать на детали...... Тут столько знаний о Троглодите сколько и не снилось современным ученым.
Отредактировано Troglodytes.ru (2008-01-20 11:11:38)